Швартовка
Швартовое устройство предназначено для надёжного крепления судна к пирсу, причальной стенке, другому судну.
Основные термины и определения
В швартовных операциях могут использоваться:
- Брашпиль
- Шпиль
- Швартовные лебедки
- Вьюшки
- Клюзы
- Кнехты
- Швартовные тросы (швартовы)
- и др. оборудование
Наибольшее количество швартовов применяется при швартовке судна лагом.
Техника безопасности
При выполнении швартовых операций категорически запрещается:
- Присутствовать в местах проведения операций лицам, не участвующих в швартовке судна;
- Участвовать в швартовых операциях без противоударных касок и работать со стальными тросами без брезентовых или кожаных рукавиц установленного образца; /На членах экипажа судна, занятых на якорных, швартовных и буксировочных работах, должны быть надеты спасательные жилеты (п.106, Пр. №367 Минтруда РФ от 05.06.14)/
- Подавать, выбирать, травить, закреплять и отдавать швартовные тросы, а также запускать швартовные механизмы без команды лиц, руководящих швартовкой;
- Работать с неисправными швартовными механизмами, подавать на берег тросы, не отвечающие требованиям Правил техники безопасности;
- Оставлять без надзора органы управления работающих механизмов;
- Подавать на берег бросательный конец без предостерегающего окрика «Берегись!» и выбирать швартовы, не получив подтверждения от береговых матросов, что трос закреплён и чист, и не предупредив их;
- Во время работы швартовного механизма:
- Накладывать на турачку швартовые тросы;
- Cтравливать трос с вращающегося барабана швартовного механизма, когда барабан вращается в сторону выборки;
- Удерживать или поправлять руками их шлаги на турачке;
- Держаться руками за ходовой конец выбираемого стального или растительного троса ближе 1м от турачки, а синтетического – ближе 2м от неё;
- Прижимать к палубе ногой или задерживать руками быстро вытравливающийся швартовный трос;
- Во время производства швартовных работ держать руки на планшире фальшборта, выходить за леерное ограждение или фальшборт, а также перегибаться через них;
- Переходить с судна на причал, с причала на судно или с судна на судно до окончания швартовки;
- Взяв швартовный трос на стопор, не находитесь впереди по направлению его натяжения и ближе 1 метра от места наложения стопора (для синтетических канатов − не ближе 2 метров);
- Не допускается стоять на линии натяжения стопора и использовать цепной стопор с растительным концом длинной менее 1,5м;
- Не допускается долго держать на стопоре сильно натянутый швартовый трос;
- При отдаче стопора находитесь только со стороны, противоположной натяжению швартовного троса, и в стороне от линии натяжения;
- Стравливая трос из бухты, встаньте за бухту лицом по направлению движения стравливаемого троса и сбрасывайте шлаги вперед от себя;
- Выбирайте и травите швартовные тросы только по команде лица, руководящего швартовкой;
- Не допускайте образования колышек; /На членах экипажа судна, занятых на якорных, швартовных и буксировочных работах, должны быть надеты спасательные жилеты(п.106, Пр. №367 Минтруда РФ от 05.06.14)/Присутствовать в местах проведения операций лицам, не участвующих в швартовке судна;
- Участвовать в швартовых операциях без противоударных касок и работать со стальными тросами без брезентовых или кожаных рукавиц установленного образца;
- Подавать, выбирать, травить, закреплять и отдавать швартовные тросы, а также запускать швартовные механизмы без команды лиц, руководящих швартовкой;
- Работать с неисправными швартовными механизмами, подавать на берег тросы, не отвечающие требованиям Правил техники безопасности;
- Оставлять без надзора органы управления работающих механизмов;
- Подавать на берег бросательный конец без предостерегающего окрика «Берегись!» и выбирать швартовы, не получив подтверждения от береговых матросов, что трос закреплён и чист, и не предупредив их;
- Во время работы швартовного механизма:
- Накладывать на турачку швартовые тросы;
- Cтравливать трос с вращающегося барабана швартовного механизма, когда барабан вращается в сторону выборки;
- Удерживать или поправлять руками их шлаги на турачке;
- Держаться руками за ходовой конец выбираемого стального или растительного троса ближе 1м от турачки, а синтетического – ближе 2м от неё;
- Прижимать к палубе ногой или задерживать руками быстро вытравливающийся швартовный трос;
- Во время производства швартовных работ держать руки на планшире фальшборта, выходить за леерное ограждение или фальшборт, а также перегибаться через них;
- Переходить с судна на причал, с причала на судно или с судна на судно до окончания швартовки;
- Взяв швартовный трос на стопор, не находитесь впереди по направлению его натяжения и ближе 1 метра от места наложения стопора (для синтетических канатов − не ближе 2 метров);
- Не допускается стоять на линии натяжения стопора и использовать цепной стопор с растительным концом длинной менее 1,5м;
- Не допускается долго держать на стопоре сильно натянутый швартовый трос;
- При отдаче стопора находитесь только со стороны, противоположной натяжению швартовного троса, и в стороне от линии натяжения;
- Стравливая трос из бухты, встаньте за бухту лицом по направлению движения стравливаемого троса и сбрасывайте шлаги вперед от себя;
- Выбирайте и травите швартовные тросы только по команде лица, руководящего швартовкой;
- Не допускайте образования колышек;
Категорически не допускается:
Находиться вблизи и на линии натяжения троса, впереди и позади швартового механизма, внутри разнесённых по палубе шлагов троса, а также внутри угла, образованного тросом, поданную через киповую планку или роульс и направлением силы тяги.
Требуется соблюдать особую осторожность при накладывании туго натянутого троса на кнехт.
Контрольные вопросы по разделу: