Тема 1.3

Швартовка

Швартовое устройство предназначено для надёжного крепления судна к пирсу, причальной стенке, другому судну.

Основные термины и определения

В швартовных операциях могут использоваться:

  • Брашпиль
  • Шпиль
  • Швартовные лебедки
  • Вьюшки
  • Клюзы
  • Кнехты
  • Швартовные тросы (швартовы)
  • и др. оборудование

Наибольшее количество швартовов применяется при швартовке судна лагом.

Техника безопасности

При выполнении швартовых операций категорически запрещается:

  • Присутствовать в местах проведения операций лицам, не участвующих в швартовке судна;
  • Участвовать в швартовых операциях без противоударных касок и работать со стальными тросами без брезентовых или кожаных рукавиц установленного образца; /На членах экипажа судна, занятых на якорных, швартовных и буксировочных работах, должны быть надеты спасательные жилеты (п.106, Пр. №367 Минтруда РФ от 05.06.14)/
  • Подавать, выбирать, травить, закреплять и отдавать швартовные тросы, а также запускать швартовные механизмы без команды лиц, руководящих швартовкой;
  • Работать с неисправными швартовными механизмами, подавать на берег тросы, не отвечающие требованиям Правил техники безопасности;
  • Оставлять без надзора органы управления работающих механизмов;
  • Подавать на берег бросательный конец без предостерегающего окрика «Берегись!» и выбирать швартовы, не получив подтверждения от береговых матросов, что трос закреплён и чист, и не предупредив их;
  • Во время работы швартовного механизма:
    1. Накладывать на турачку швартовые тросы;
    2. Cтравливать трос с вращающегося барабана швартовного механизма, когда барабан вращается в сторону выборки;
    3. Удерживать или поправлять руками их шлаги на турачке;
    4. Держаться руками за ходовой конец выбираемого стального или растительного троса ближе 1м от турачки, а синтетического – ближе 2м от неё;
  • Прижимать к палубе ногой или задерживать руками быстро вытравливающийся швартовный трос;
  • Во время производства швартовных работ держать руки на планшире фальшборта, выходить за леерное ограждение или фальшборт, а также перегибаться через них;
  • Переходить с судна на причал, с причала на судно или с судна на судно до окончания швартовки;
  • Взяв швартовный трос на стопор, не находитесь впереди по направлению его натяжения и ближе 1 метра от места наложения стопора (для синтетических канатов − не ближе 2 метров);
  • Не допускается стоять на линии натяжения стопора и использовать цепной стопор с растительным концом длинной менее 1,5м;
  • Не допускается долго держать на стопоре сильно натянутый швартовый трос;
  • При отдаче стопора находитесь только со стороны, противоположной натяжению швартовного троса, и в стороне от линии натяжения;
  • Стравливая трос из бухты, встаньте за бухту лицом по направлению движения стравливаемого троса и сбрасывайте шлаги вперед от себя;
  • Выбирайте и травите швартовные тросы только по команде лица, руководящего швартовкой;
  • Не допускайте образования колышек; /На членах экипажа судна, занятых на якорных, швартовных и буксировочных работах, должны быть надеты спасательные жилеты(п.106, Пр. №367 Минтруда РФ от 05.06.14)/Присутствовать в местах проведения операций лицам, не участвующих в швартовке судна;
  • Участвовать в швартовых операциях без противоударных касок и работать со стальными тросами без брезентовых или кожаных рукавиц установленного образца;
  • Подавать, выбирать, травить, закреплять и отдавать швартовные тросы, а также запускать швартовные механизмы без команды лиц, руководящих швартовкой;
  • Работать с неисправными швартовными механизмами, подавать на берег тросы, не отвечающие требованиям Правил техники безопасности;
  • Оставлять без надзора органы управления работающих механизмов;
  • Подавать на берег бросательный конец без предостерегающего окрика «Берегись!» и выбирать швартовы, не получив подтверждения от береговых матросов, что трос закреплён и чист, и не предупредив их;
  • Во время работы швартовного механизма:
    1. Накладывать на турачку швартовые тросы;
    2. Cтравливать трос с вращающегося барабана швартовного механизма, когда барабан вращается в сторону выборки;
    3. Удерживать или поправлять руками их шлаги на турачке;
    4. Держаться руками за ходовой конец выбираемого стального или растительного троса ближе 1м от турачки, а синтетического – ближе 2м от неё;
  • Прижимать к палубе ногой или задерживать руками быстро вытравливающийся швартовный трос;
  • Во время производства швартовных работ держать руки на планшире фальшборта, выходить за леерное ограждение или фальшборт, а также перегибаться через них;
  • Переходить с судна на причал, с причала на судно или с судна на судно до окончания швартовки;
  • Взяв швартовный трос на стопор, не находитесь впереди по направлению его натяжения и ближе 1 метра от места наложения стопора (для синтетических канатов − не ближе 2 метров);
  • Не допускается стоять на линии натяжения стопора и использовать цепной стопор с растительным концом длинной менее 1,5м;
  • Не допускается долго держать на стопоре сильно натянутый швартовый трос;
  • При отдаче стопора находитесь только со стороны, противоположной натяжению швартовного троса, и в стороне от линии натяжения;
  • Стравливая трос из бухты, встаньте за бухту лицом по направлению движения стравливаемого троса и сбрасывайте шлаги вперед от себя;
  • Выбирайте и травите швартовные тросы только по команде лица, руководящего швартовкой;
  • Не допускайте образования колышек;

Категорически не допускается:

Находиться вблизи и на линии натяжения троса, впереди и позади швартового механизма, внутри разнесённых по палубе шлагов троса, а также внутри угла, образованного тросом, поданную через киповую планку или роульс и направлением силы тяги.

Требуется соблюдать особую осторожность при накладывании туго натянутого троса на кнехт.

Контрольные вопросы по разделу: